Первоэлементы в Аюрведе
В аюрведе существует концепция первоэлементов, которая известна как “Панча-махабхуты” или “Пять великих элементов”. Эти элементы считаются основой всего материального мира и человеческого тела.

Панча-махабхуты включают следующие пять элементов:
Акаша (Эфир)
Качество: Пространство, бесформенность.
Пространство или эфир считается самым легким и бесформенным элементом, предоставляющим место для существования остальных элементов.
Вайу (Воздух)
Качество: Движение, легкость
Воздух представляет собой движущую силу и обеспечивает движение и изменения в мире.Он обладает легкостью и подвижностью.
Апа (Вода)
Качество: Жидкость, проницаемость.
Вода представляет собой жидкую форму, способствует плодородию и проникновению.Она обладает свойством текучести и присущей жидкости.
Теджас (Огонь)
Качество: Тепло, свет, преобразующая сила.
Огонь представляет тепло и свет, и он считается преобразующей силой, способной изменять состояние других элементов.Он обладает способностью преобразовывать одну форму в другую.
Притхви (Земля)
Качество: Твёрдость, стабильность.
Земля представляет собой твёрдую и стабильную структуру, на которой основывается весь физический мир.Она обладает качеством устойчивости и структурной интегритетности.
Эти качества первоэлементов обеспечивают основу для создания физического мира и его разнообразных проявлений. Различные комбинации и взаимодействия между этими элементами формируют различные аспекты реальности, включая природу, человеческое тело и весь мир вокруг нас.
Пять элементов являются частью системы 25 таттв в философии Санкхьи
Философия Санкхья описывает основы бытия через свою систему двадцати пяти таттв, или принципов. Эти таттвы служат основой для понимания структуры мира и духовной эволюции.
- Пуруша (Душа) – Недушевный и неизменный аспект человека, источник сознания.
- Примордиальная природа (Пракрити) – Основа всех явлений и материи.
- Махат (Большой ум) – Первичный ум, сознание и интеллект.
- Аханкара (Эго) – Индивидуальное “Я” или эго.
- Панчатанматры (Пять объектов чувств) – Пять основных элементов объектов восприятия: звук, осязание, форма, вкус и запах.
- Панчамахабхута (Пять элементов) – Эфир, воздух, огонь, вода и земля.
- Панча карана (Пять органов действия) – Голос, руки, ноги, анальное отверстие и органы размножения.
- Панча джнанендрия (Пять органов чувств) – Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.
- Манас (Мысль) – Ум, который обрабатывает воспринимаемую информацию.
- Прана (Энергия жизни) – Витальная сила, жизненная энергия, ответственная за дыхание и жизненные процессы.
- Панча танматры (Пять тонких элементов) – Эфир, воздух, огонь, вода и земля в их тонкой форме, связанной с органами чувств.
- Антармукха самара (Внутренний взгляд) – Внутренний процесс восприятия и саморефлексии.
- Бахирмукха самара (Внешний взгляд) – Внешнее восприятие мира через органы чувств.
- Вимарга (Выход из мира) – Освобождение от цикла рождения и смерти.
Эти таттвы помогают объяснить структуру мира и место человека в нем в контексте философии Санкхья и предлагает путь к духовному освобождению путем осознания и различения между душой (пуруша) и материей (пракрити).