ПРИЧИНЫ ЗаболеваниЙ в Аюрведе
Рога Винишчайа или Мадхава-Нидана – авторитетный аюрведический трактат, написанный индийским ачарьей Шри Мадхава (Мадхавакара), в 7-ом или 8-ом веке. В 79 главах этой книги Мадхавакара перечисляет болезни вместе с их причинами, симптомами и осложнениями.
Существуют пять методов (способов) диагностики. Нидана (причина), пурварупа (предварительные симптомы), рупа (характерные для болезни признаки и симптомы), упашайя (диагностические тесты) и сампрапти (форма проявления болезни) – вот пять способов получить ясное знание (диагностики) болезней. Панча Нидана Лакшанам -это пять ключей к пониманию болезни.
Слово “Нидана” может заменяться такими терминами, как Нимитта, Хету, Айатана, Пратйайа, Уттхана или Карана. (4-5)
Жизненный цикл заболевания начинается с определенных предварительных симптомов и заканчивается его полным проявлением или сампрапти.
В Чарака-самхите, глава Нидана Стхана начинается с общего или основополагающего заболевания (которое во многих случаях само действует как причинный фактор), а затем переходит к обсуждению искажения дхату (тканей тела), которые являются причинами всех соматических заболеваний – в порядке их важности (т. е. начиная с первой ткани /раса дхатус) – и заканчиваются изучением искажений раджаса и тамаса (т. е. причин психических заболеваний).
Любое заболевание, если оно диагностировано на ранней стадии, может быть предотвращено различными методами.
Правильное понимание причины заболевания помогает, используя различные методы лечения, установить равновесие между дошами (тремя энергиями), дхату (тканями тела) и мала (отходами) пациента, поскольку именно искажение этих телесных особенностей вызывает болезнь.
Терапия считается чистой или правильной (вишуддха), когда она излечивает болезнь, не вызывая другой болезни.
Излечимые болезни могут прогрессировать до неизлечимых, если их не лечить должным образом.
Принципы познания болезни в Аюрведе.
Три вида причины заболевания (Нидана):
- Прагьяпарадха (ошибки интеллекта или сознательное участие во вредных действиях)
- Асатмиендрияртхасамуога (неподходящий контакт органов чувств с их объектами)
- Кала (сезонные, временные факторы).
Типы заболеваний в Аюрведе.
(Соматические) заболевания проявляются в трех типах:
- Агнея (заболевания с доминирующей Питта)
- Саумья (заболевания с доминирующей Капха)
- Вайявья (заболевания с доминирующей Вата).
Другие (психические) бывают двух типов, а именно.
- Заболевания с доминирующим Раджасом.
- Заболевания с доминирующем Тамасом.
Средства для познания болезней в Аюрведе
Заболевания можно диагностировать, изучая их нидану (этиологию/причину), пурварупа (предварительные симптомы), лингва (признаки и симптомы), упашая (исследовательская терапия) и сампрапти (патогенез/механизм развития заболевания).
Первая классификация
- Прагьяпарадха (ошибка интеллекта): ошибки в дхи (интеллекте), дхрити (самообладании) и смрити (память) приводят к неправильным действиям. Это приводит к неправильной деятельности тела, разума и речи, приводящей к искажению доши.
- Асатмиендрияртха Самиога (ненормальное использование индрий/органов чувств). Чрезмерное использование, недостаточное использование или неправильное использование чувствительных и двигательных органов с их объектами называется – Асатмиендрияртха Самиога.
- Паринама (изменения во времени и возрасте): изменения в погодных условиях или климате могут привести к изменениям в окружающей среде, которые вызывают заболевание. Кроме того, с возрастом воздействие элементов окружающей среды может пагубно воздействовать на человека. Все вместе это называются паринама.
Эти три типа причины заболеваний/нидана подразумевают, что каждый должен использовать свои сенсорные и моторные органы надлежащим, разумным образом для поддержания здоровья. Кроме того, каждый человек должен пытаться понять свое собственное тело и разум и проявлять сдержанность или умеренность везде, где требуется осознанное поддержания здоровья – в теле, уме и речи. Точно так же нужно всегда вести себя и действовать в соответствии с сезоном, окружающей средой (местонахождением и т.д.) и возрастом.
Вторая классификация
Существует четыре типа причины/ниданы:
- Санникришта (непосредственный причинный фактор). Непосредственные факторы, вызывающие заболевание в течение короткого промежутка времени и не требующие ожидания различных стадий дошапракопы (накопления дош), таких как чайя и т.д., известны как санникришта. Такие факторы не требуют какой-либо помощи других причинных факторов для возникновения заболевания.
- Випракришта (задержанный / хронический причинный фактор): эти факторы не вызывают заболевание в течение короткого промежутка времени, идет постепенное накопление дош, чтобы войти в силу. Болезнь возникает после достижения порога накопления. Примером этого является накопление капха доши во время Хеманта риту (начало зимнего сезона), вызывая заболевания, наблюдаемые в Васанта риту (весенний сезон). Факторы санникришты имеют тенденцию возникать на основе факторов випракришта. Поскольку заболевания сразу же появляются после проявления факторов Санникришта, создается впечатление, что заболевание вызвано только факторами Санникришта. Таким образом, болезнь не может проявиться независимо ни факторами Випракришты, ни Санникриштой – для нее потребуется и то, и другое.
- Вьябхичари (слабые причинные факторы или сомнительные причинные факторы): эти типы причинных факторов являются слабыми и могут быть или не быть этиологическими факторами, ответственными за заболевание. Это могут быть вторичные факторы, которые требуют какого-то другого фактора, чтобы повлиять на пациента, или могут стать основным фактором, если время благоприятное.
- Прадханика (первичный причинный фактор): эти типы причин являются определенными причинами болезней из-за их собственной силы. Например, яды, тяжелые травмы и т.д. считаются прадханикой хету.
Третья классификация
Другая классификация выглядит следующим образом:
- Дошахету – Эти причины непосредственно ответственны за искажение дош, и именно искаженная доша и становится причиной заболевания.
- Вьядхихету – Такие специфические причинные факторы непосредственно ответственны за определенный тип болезней. Например, использование шитошнавипарьяя (многоразовое использование горячих и холодных веществ, продуктов одновременно) является специфической причиной куштха (заболевание кожи).
- Убхаяхету – Эти причины ответственны за искажение дош, а также за конкретные заболевания, например постоянное употребление сладостей, неправильное и обильное питание – это причина капхадушти (дошахету), а также для доминантных расстройств капха-доши (вядхихету), таких как стхауля (ожирение) и мадхумеха (диабет).
Четвертая классификация
Эта классификация описывает причину/нидану двух типов:
- Утпадакахету: это прямые и основные причины заболеваний, которые не требуют поддержки каких-либо других причин, таких как диетические, поведенческие, психологические, несчастные случаи, яды и т.д.
- Вьянджакахету: это вспомогательные причины болезней или косвенные причины болезней, которые становятся поддержкой для утпадака хету. Например, времена года или время дня (раннее утро, полдень, вечер, полночь) – это вьянджакахету для различных заболеваний.
Пятая классификация
Эта классификация описывает причину/нидану двух типов:
- Бахьяхету (внешние причинные факторы). Причинные факторы, такие как неправильное питание, деятельность и сезонные эффекты, которые вызывают болезнь, называются бахьяхету.
- Абхьянтарахету (внутренние причинные факторы): дисбаланс доши, дхату и мала наряду с психосенсорными дисфункциями, а также сбои агни называются абхьянтарахету.
Шестая классификация
Причину/нидану также классифицируют на следующие типы:
- Пракритахету: Естественное ухудшение состояния дош в соответствующие времена года и возраста называется пракритахету. Оно не провоцирует болезнь сам по себе, однако при наличии других отягчающих факторов может вызвать болезнь.
- Вайкритахету: Если ухудшение состояния дош происходит в сезоны, отличные от их естественного времени обострения, и это вызывают болезнь, то их называют ваикритахету. Например, обострение питта доши в Васанта (весенний) сезон. (Естественное время обострения питта доши – осень/Шарада Риту.)
Важность знания причины заболевания
- Знание причинных факторов играет важную роль в прогнозе течения заболеваний. Возрастание числа причинных факторов, ответственных за заболевание, затрудняет лечение.
- Ниданапариварджана, т.е. сведение на нет причинных факторов заболевания, является ключевым принципом лечения заболеваний. Незнание причин заболеваний затрудняет или делает невозможным лечение.
- Лечение болезней включает использование аюрведических препаратов, пищевых продуктов и различных методов, обладающих свойствами, противоположными свойствам причинных факторов, что невозможно без знания этих причинных факторов.
- Для лечения вновь возникших заболеваний специалист должен иметь представление о вовлеченных дошах, причинных факторах и местонахождении заболевания.
Телеграмм канал “Все о Аюрведе” @ayurvedacademy